Список статей   |   www.scaliger.ru
Вячеслав Лопатин

Иисус Христос - сын Амона?

Какой бог в истории был самым могущественным и влиятельным? Кто оставил самый значимый след в культуре? Не напрягайтесь, я отвечу – это Амон. Вот несколько фактов, которые приводят именно к такому выводу.

Имя этого бога сохранилось во многих словах, которыми мы пользуемся до сих пор. Например, аммонит – древнее ископаемое животное, закрученное в форме рога Амона. Или – аммиак. В европейских языках он – аммониак, от латинского «соль Амона», или, по другой версии, от его использования в ритуалах поклонников Амона – древних токсикоманов. Связь с именем бога лучше видна в названии веществ, произведенных из аммиака – соли аммония и аммоните. Есть еще пример из биологии: рогами Амона называется основная часть гиппокампа, одного из главных элементов мозга.

Самый большой храм в истории был посвящен Амону. Его развалины находятся в египетском Карнаке и занимают площадь около 30 гектаров. Если представить план храма в виде квадрата, то его сторона будет равна примерно 550 метрам - более полукилометра. Даже сегодня вид множества гигантских колонн основного зала храма Амона потрясает воображение.



Большой гипостильный зал храма Амона в Карнаке.

Так кто же такой был Амон, и при чем здесь Иисус? Амон был главным богом, а Иисус, согласно христианской доктрине, – сыном бога. Но какого бога, как его звали? Этот вопрос в христианском вероучении хорошо замылен, так что ответ на него не предусмотрен. «Зачем тебе знать имя мое», - риторически вопрошает библейский Бог [3, Суд. 13:18]. Я же покажу, что христианский Бог, отец Иисуса Христа, и есть этот Амон, самый великий из всех богов, когда-либо занимавших умы верующих.

Амон – древнеегипетский бог, известный со времен основания Египта. Он же Амен и Амун. Различие в написании объясняется тем, что в египетском письменном языке гласных знаков не было и до нас это имя дошло в форме двух согласных «мн», по-русски, или «mn», как это принято в научной литературе (точнее imn, но это ничего не меняет). Гласные же ученые вставляют по своему усмотрению, кто как хочет. Договориться смогли лишь только по поводу первой буквы, недолго думая, просто взяв первую букву любого алфавита - «а». Ну, или потому, что так писали древние греки. Поэтому, если я напишу Аман или, скажем, Амуну, научности в этом случае будет ровно столько же сколько и в варианте Амон.

Древние греки, кстати, видимо из удобства произношения, часто использовали написание с удвоенной буквой «м» - Аммон. В этой форме слово попало в латинский язык. Поэтому - аммиак, аммонит и проч.

Имя Амона брали себе многие фараоны. Аменхотеп, Тутанхамон, Аменемхет, Аменмес и другие - во всех этих именах в той или иной форме присутствует Амон. Так, например, Аменхотеп означает «Амон умиротворен», а Тутанхамон - «живой образ Амона». Ну а если мы учтем, что гласные буквы вставляются египтологами, что называется, от балды, и будем ориентироваться исключительно на скелет слова, который составляют согласные, то есть на «мн», то список фараонов несколько расширится. В него попадут Мена – первый фараон, Менкаур (мен-ка-хор), Менкара (мен-ка-ра) и др.

С учетом вышесказанного про гласные и согласные буквы, под Амоном следует понимать, например, и египетского бога Мину. Тем более, что Мин и так часто отождествлялся с Амоном.

Прежде, чем перейти к описанию Амона в египетской мифологии, я бы хотел остановиться на одном современном популярном мифе. Все мы помним, даже еще из школьного учебника, о том, что в Древнем Египте было много разных богов. Самые запоминающиеся это, наверное, Ра, Осирис, Гор, боги с головами собаки и прочих животных. Подобная религиозная система называется политеизмом, многобожием, и, казалось бы, налицо факт, что в Древнем Египте существовал именно политеизм. Однако этот момент вызывает в египтологии споры. Часть ученых считает, что никакого политеизма в Египте не было, а был монотеизм – вера в единого бога. Был один бог – Амон, который существует везде и во всем, а остальные являются лишь его проявлениями в каждой конкретной области. Например, бог Ра – это та часть, та сторона Амона, которая дает свет и энергию для всего земного. Амон в этой своей функции предстает перед нами в виде своего аватара - солнца, Ра. Другая функция – другой аватар.

В одном из гимнов Амону в Лейденском папирусе есть такие слова: «Трое богов – Амон, Ра и Пта – суть все боги… Тот, который Амон, и который скрывает свое имя, с лица своего Ра и телом своим он Пта». Здесь прямо говорится, что бог Ра это всего лишь лицо Амона, а бог Пта (Птах) – его тело. Или вот, из другого папируса: «Хвала тебе, Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти! Ты рек устами своими – пришли в бытие все люди, все боги». Здесь ясно читается обращение к одному Богу-творцу, имеющему разные имена.

Британский египтолог Уоллис Бадж писал: «Изучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в единого Бога» [6]. До него сходную мысль высказал основатель египтологии Жан-Франсуа Шампольон: «Египетская религия есть чистый монотеизм, который внешне проявляет себя как символический политеизм» [6].

Я не буду подробно останавливаться на аргументах в пользу египетского монотеизма, поскольку это большая тема, и сразу подведу итог: Амон был не просто главным богом в Древнем Египте, а единым Богом. И вот теперь о нем подробнее.

Имя Амон (imn) переводится с египетского как сокрытый, невидимый. Амон - это высшая сущность, пребывающая везде и во всем, вечная, недосягаемая и не познаваемая, то есть настолько абстрактная, насколько это вообще возможно. Такое восприятие мира кажется невозможным для сознания той далекой эпохи - слишком уж высок уровень абстракции, - но именно так древние египтяне и мыслили. Вот, что говорится в гимне Амону в Лейденском папирусе:

«Но незрим Амон, скрывает Он себя.
Непостижим для богов, даже цвет Его неизвестен.
Безмерно превознесен Он над небесами.
Бесконечно далек Он от преисподней.
И ни один бог не ведает истинного облика Его.
Письмена не могут выразить образ Его.
Никто не в силах свидетельствовать о Нем.
Столь таинственен Он, что полнота славы Его не может быть явлена.
Столь велик, что нельзя вопрошать о Нем.
Столь могуществен— что непознаваем» [6]

Мы видим, что Амон выше всех богов и что его никак нельзя ни познать, ни описать. Но скрыт не только он сам, но и его имя. Читаем дальше:

«Смертью повергается каждый,
Кто вольно или невольно произносит тайное имя Его.
И не ведают боги как по имени звать Его
Ибо тот он, что имя сокрыто, Дух Таинственный» [6]

Иначе говоря, настоящее имя Амона неизвестно, а слово «Амон» это не столько имя, сколько эпитет, указывающий на его скрытость, трансцендентность.

Амон - демиург, создавший богов, людей и вообще весь мир: «Ты один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое». Самого же его никто не создавал, он сам себя сотворил. Амон является «великой душой», которая дает всем дыхание, то есть жизнь.

Итак, Амон это бог, который выше всех богов, выше всякого понимания и разумения, творец всего сущего. В этом плане Амона можно рассматривать как предтечу иудейского бога, из веры в которого произошли потом христианство и ислам. И, кстати, в том, что Боги этих религий обитают на небе тоже, скорее всего, просматривается влияние мифа об Амоне – он был небесным богом, на изображениях его тело часто окрашивалось в голубой цвет.

Когда египтяне поклонялись Амону? Да всегда! Вот еще один расхожий миф, касательно религии Древнего Египта. Считается, что в середине II тысячелетия до н.э. на смену Амону пришел культ Амона-Ра. Это был якобы несколько другой бог. Позже имя Амона вообще уходит на второй план, уступая место другим известным богам. А еще позже, во времена эллинизма в Египте вообще стали поклонятся новым богам, например, Серапису, и Амон канул в Лету. Однако на самом деле Амон никуда не исчезал, а прекрасно себя чувствовал вплоть до конца правления Птолемеев и даже многим позже. По словам византийского автора Кориппа, жившего в VI веке, современные ему ливийцы сражались под знаменем бога войны Гурзилы, который был сыном Амона.

Что касается Ра и других классических богов, то о них было сказано выше – это все разные проявления единого Бога. Поэтому Амон-Ра – это все тот же Амон, только вид сбоку. С остальными - та же самая история. Даже с Осирисом: «Амон — библейское название египетского главного божества Озириса» [1]. При Птолемеях верховным божеством стал Серапис, но Серапис это греческий вариант Осириса (Осирис+Апис), то есть в итоге опять Амон.

Где поклонялись Амону? Наверное, только в Египте, скажете вы, и это будет еще один миф. А что если я скажу, что Амон заседал на… Олимпе? Да, да, на том самом, в Греции? Такая картина кажется невероятной, но древние греки считали именно так. Дело в том, что для них Зевс и Амон были одним и тем же богом. Разница только в его имени: Зевс – местное имя, а Амон – зарубежное. Но греки часто использовали оба имени без всякого разбора.

Так, греческий поэт Пиндар (V век до н.э.) в своем «Гимне к Аммону» восклицает: «Аммон, владыка Олимпа» [9, с. 186]. В другом месте, говоря об африканской Ливии, где поклонялись Амону, он употребляет выражение «Зевсов сад». Так что для древних греков, что Зевс, что Амон – все едино. Геродот именует святилище Амона «храмом фивского Зевса», и вообще, описывая Египет, везде вместо Амона пишет имя главного бога греков. В одном месте он все же объясняет, что египтяне называют Зевса Аммоном [4, с. 138-139]. Геродоту вторят и другие античные авторы.

Когда римляне приняли в свой пантеон Зевса, назвав его Юпитером, они также, естественно, приняли и Амона. Святилища Амона именовались римлянами храмами Юпитера-Аммона. Так что территория поклонения Амону охватывала все Средиземноморье, в том числе Ближний Восток – древние семиты тоже поклонялись Амону. «Филологи стараются найти корень этого имени в египетском языке и в иероглифах и приискивают ему различные значения, но скорее оно семитического происхождения в смысле верный, постоянный, вечный, так как имя это находится и у финикийцев как прозвище Ваала» [1]. Ваал, или Баал, был главным богом семитов.

Говоря о религии древних семитов, нужно, конечно, рассмотреть вопрос о боге иудеев. Это важно, так на почве их веры родилось христианство. Вначале древние евреи поклонялись Баалу, который также прозывался Амоном, но потом они якобы сменили божество. Имен у нового бога появилось много: Эл, Адонай, Саваоф и другие – всего около десятка. Но истинное имя было одно - слово из четырех согласных букв, называемое тетраграмматон. Так как в еврейской письменности, как и в египетской, не было гласных знаков, то произношение этого слова неизвестно. Традиционные варианты - Иегова и Яхве. Что это слово означает, тоже доподлинно неизвестно. В иудаизме произношение тетраграмматона находится под запретом, то есть нельзя произносить настоящее имя Бога.

Сравним египетскую и иудейскую системы. В обоих случаях единый Бог имеет множество имен. И там, и там у него есть сокровенное имя, произносить которое запрещено. Этого, конечно, мало, чтобы утверждать, что эти религии родственные и древние иудеи поклонялись Амону. Поэтому посмотрим, а действительно ли имя Амона у иудеев исчезло. Заглянем в Библию, точнее в Ветхий Завет, который почти полностью состоит из Танаха, еврейского Священного писания.

Оказывается, в книгах Ветхого Завета Амон упоминается множество раз. И не только в Ветхом, но и в Новом Завете. В большинстве случаев - как слово, придающее сказанному характер истинности – об этом чуть позже. Реже Амон упоминается исключительно как имя еврейского Бога. В греческом переводе используется слово Αμην – Амэн, почти как Амен, как раньше египтологии называли Амона. В русской Библии, переведенной с греческой, вместо слова «Амэн» стоит «Аминь». При этом греки в одних местах перевели это имя как Бог истины, в других оставили без изменения. Вот пример с переводом имени: «и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины» [3, Ис. 65:16]. В оригинале же вместо Бога истины написано Амэн. А вот другой пример: «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный» [3, Отк. 3:14]. Здесь, в Новом Завете библейский Бог прямо назван именем Амэн.

Случаев, когда в Библии Бог именуется Амэном мало, но и этого хватит. Нам даже не нужно копаться в тексте, выискивая их и анализируя, достаточно просто узнать, что по этому поводу говорят специалисты. Вот как комментируется данный вопрос в Библейской энциклопедии: «Слово Аминь служит одним из наименований нашего Господа, так как Он есть верный и истинный Свидетель» [2, с 41]. Здесь можно поставить точку: библейского Бога – иудейского и христианского - звали Амэн.

Несмотря на то, что традиционная теология отрицает связь между Амоном и Амэном, мы не должны видеть в их отождествлении каких-то препятствий. Мы же помним, что ни в египетском, ни в древнееврейском письме не было гласных букв, поэтому египетский бог мог зваться и Амэном. Аналогичные вариации допустимы и для имени библейского божества: Амен, Амон и т.д.

Тождество имен Амон и Амэн можно обосновать также следующим сравнением.

Как я написал выше, большинство упоминаний Амэна в Библии связано с подтверждением истинности сказанного. Например, «И отвечал я, сказав: аминь, Господи!» [3, Иер. 11:5]. То есть: истину глаголешь, боже! Или вот известные слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам…» В оригинале же в этом месте написано: «Амэн, амэн, говорю вам…» Различные комментаторы Библии считают, что слово «Амэн» древнееврейское и переводится как «истина, истинно». И Бог как бы именуется так же, так как он «верный и истинный Свидетель». Однако – вот странное совпадение – все сказанное про истину и свидетельствование справедливо и для египетского Амона.

«Амон мой свидетель, твоя сестра жива», - писал фараон Аменхотеп III вавилонскому царю. Так и хочется перефразировать на библейский лад: «Истинно, истинно говорю тебе, твоя сестра жива». Разницы, в общем-то, никакой. Но что же тогда получается? С одной стороны, у нас есть Бог-Свидетель Амон, а с другой – живущий по соседству Бог-Свидетель Амэн, и между ними якобы никакой связи нет. Но это же ерунда! Можно и даже нужно предположить, что иудейский Амэн является прямым заимствованием египетского Амона.

В египетских текстах, посвященных Амону, есть много моментов, сходных, как по форме, так и по смыслу с отдельными местами в Ветхом Завете. Этот момент давно подмечен историками, однако углубляться в эту тему я здесь сейчас не буду. Цель статьи – показать связь египетского Бога с христианским, точнее с Христом, а мы только-только к этому начали приближаться.

Итак, «царь всех богов» Амон правил на огромной территории, выходящей далеко за пределы Египта. Ему поклонялся фактически весь тогдашний цивилизованный мир: египтяне, римляне, греки, жители Ближнего Востока. Логично было бы считать, что и первые христиане, выросшие в этой цивилизационной среде, вскормленные еврейской теологией, поклонялись этому же Богу. Ну а с чего бы вдруг – какому-то другому, да и откуда ему взяться-то? И та таинственность, которая окутывает иудео-христианского Бога, это есть все та же египетская история. «Ты самый таинственный из всего таинственного, тайна твоя неведана», - так древний папирус описывает Амона [6].

Специально ли отцы христианской церкви сводили к минимуму упоминание иудейского Амэна, заменяя его имя словосочетанием «Бог истины», или нет, сказать сейчас сложно, но сам факт стирания этого имени из Священного писания налицо. Теперь уже, читая Библию, никто и не скажет, что Бог истины это и есть тот самый всемогущий Амон. Но не будем спекулировать на эту тему, а пойдем дальше, обратимся к центральной фигуре христианства – Иисусу Христу.

Христос в христианской религии настолько велик, что затмевает все, в том числе и самого Бога – своего отца. Главный догмат христианства, о существовании Бога в трех лицах, говорит о том, что и Христос – тоже Бог. А потому, если справедливо отождествление Амона и христианского Бога, то и между Амоном и Христом тоже должна быть какая-то связь.

В Ветхом Завете содержатся различные пророчества о приходе мессии. Сообщается и его имя: «Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» [3, Ис. 7:14]. В христианстве эти пророчества связываются с Христом, и, соответственно, считается, что Эммануил – одно из его имен. И хотя Эммануил традиционно переводится как «С нами Бог», не трудно заметить, что это просто Амон Бог. Сравните: Эмману-ил – Аммон-ил. Разница – в паре-тройке гласных, которые, как мы помним, в древнем еврейском языке не писались и позже вставлялись произвольно. Стоит их заменить, и вот - странный перевод превращается во вполне осмысленный. На землю придет не какой-то С-нами-бог, а всем известный Амон, что еще и вполне логично.

Большой интерес, на мой взгляд, представляет символическая связь Амона и Иисуса.

В древности большое значение придавали числам, через них люди пытались объяснить явления окружающего их мира. Это и понятно, ведь многие природные явления закономерно повторяются и эту закономерность можно выразить через число – например, продолжительность лунного месяца или беременности. Числа нагружались различными сакральными значениями, а явлениям придавалась та или иная числовая символика. Естественно, что такая символика распространялась и на самих авторов природных явлений – богов.

Одним из древних числовых символов является 99. Его появление в культуре объяснить легко: через 99 лунных месяцев происходит синхронизация лунного и солнечного календарей. Движение одного божественного светила приводится в гармонию с движением другого. Что могло быть более значимым в этом мире? Нахождение этой закономерности было настоящим научным прорывом – если можно так сказать - и божественным откровением.

Число 99 часто встречается в исторической хронологии, поскольку ее составляли люди, для которых числовая символика была одним из главных методов познания истории и мира в целом. Отец научной хронологии Иосиф Скалигер использовал это число для определения начальной даты своего Юлианского периода. (Подробнее об этом см. здесь). А ведь этой датой до сих пор пользуются ученые при астрономическом счете времени. Наука вместе с нумерологией – как это мило.

Связывали ли люди число 99 с Амоном? Безусловно. Ведь числовое значение его имени равняется как раз 99. Как это было вычислено? Очень просто. Было взято имя Амона-Амэна из греческого перевода Ветхого Завета – Αμην – и подсчитана сумма числовых значений букв, из которых оно состоит. Такой метод называется гематрией. В древнем греческом алфавите данные буквы имели следующие значения: а = 1, μ = 40, η = 8, ν = 50. Результат сложения - 99.

Числовой символизм Амона имел не только чисто умозрительное применение, но и практическое. «Это число часто встречается в надписях, особенно египетского происхождения, ему также приписывается магическая сила» [11]. Даже в средние века египетские христиане использовали число 99 как аналог слова «Амэн». Ниже представлен фрагмент подобного текста [12, с. 39]. Обведено число 99, написанное буквами после слова «Амэн».



Еще один фрагмент: число 99 в том же виде стоит в самом конце текста, вероятно, вместо слова «Амэн» [12, с. 35]:



Если бы греки перевели имя Амона как-то иначе, например, как Аман, Амин или Амун, я уж не говорю про Омэн, то число 99, естественно, не получилось бы. Возможно, они специально подобрали гласные так, чтобы получилось 99. Если рассматривать это слово без гласных букв, то есть так, как оно было написано в оригинале, то сумма значений согласных букв «м» и «н» составит 90. Это примечательно, так как в основе числа 90 лежит та же цифра – 9. Более того, число 9 имело в Египте божественный смысл: боги объединялись в девятки – эннеады. В разных местностях Египта в эннеады могли группироваться разные боги, что показывает вторичность богов по отношению к их количеству - девятке. Это число напрямую относилось к Амону: «Эннеада была в твоих членах... все боги составляли части твоего тела» [7].

Итак, числовой символ Амона – 99. Возможно, так же и 90. Запомним эти числа - 99 и 90, и посмотрим на иконографию Христа. И что же мы видим? Те же самые числа – 99 и 90!



Христос Пантократор, фрагмент мозаики храма Святой Софии в Стамбуле, XIII век.

Действительно, одной из старейших христограмм является IC XC. При этом IC – это римское число 99, а XC – 90. То есть символическое имя Иисуса Христа это - 99 и 90. Несмотря на то, что знак IC XC представляет собой сокращение греческого написания полного имени Христа, данная символика использовалась и в латинской церкви. Поэтому прочтение этого символа через римские числа вполне оправданно.

То, что IC XC это есть действительно числовой символ Христа, подтверждается и следующим образом. Если представить, что 9990 является символическим обозначением Христа, то можно, перевернув этот символ, узнать имя Антихриста – ведь у него все наоборот. Переворачиваем и получаем 0666, или просто 666. Все сходится.

Символика 99 90 встречается также и в Библии. Аврааму было 99 лет, когда Бог сообщил ему, что у его жены Сарры вскоре родится сын Исаак. Так и случилось, Сарре тогда было 90 лет. При этом числа 99 и 90 здесь встретились нам не просто в каком-то библейском сюжете, а в повествовании, относящегося к Христу, так как история последнего полна параллелей с историей Исаака. Вкратце эта зависимость выглядит следующим образом.

Налицо сходство имен, особенно если взять имя Христа в исламе – Иса. О предстоящем рождении обоих было известие от Бога, причем как пророчество о рождении детей особых, избранных. К младенцу Иисусу пришли три волхва, к Сарре перед рождением Исаака пришли три посланника Бога. Иисуса и Исаака должны были принести в жертву, с этим согласились их отцы – соответственно Бог и Авраам. Иисус нес на себе крест для распятия, Исаак – дрова для жертвенника. Обе финальные сцены происходят на горе. Талмуд сообщает, что жертвоприношение Исаака происходило в день Пасхи, то есть в тот же день, что и казнь Христа. В Евангелии говорится, что Авраам был согласен на убийство сына, так как считал, что Бог его после этого воскресит – как впоследствии произошло с Иисусом. И Исаак, и Иисус называются агнцами, ну и наконец Авраам все же принес в жертву не сына, а случайно оказавшегося на горе овна (барана), ну а заколотый овен – это известный символ распятого Христа.



Символическое изображение Христа на картине Маттиаса Грюневальда, 1516.

Сходство этих двух сюжетов было отмечено еще в античности, о нем писали отцы христианства Ориген, Тертуллиан и другие. Иероним вообще считал, что жертвоприношение Исаака происходило на той же горе, на которой позже был распят Иисус. В средние века ряд еврейских авторов утверждал, что «Авраам действительно принес в жертву Исаака, который затем был оживлен Всевышним» [10, с. 672]. Наконец, согласно Евангелию, Иисус был потомком Авраама. Вот такая библейская история, которая опять ассоциирует числа 99 и 90 с Христом.

Кстати, другая сокращенная форма имени Иисуса Христа, известная со времен раннего христианства как знак IX, это есть римское число 9 – привет египетской эннеаде.

Число 99 упоминается по отношению к Богу и в исламе. Священное писание мусульман говорит о существовании 99 имен Бога. Возможно, этот момент является отголоском того, что настоящим и сокровенным именем Амона было 99. Позже у арабов речевой оборот «99 – имя Бога» трансформировался в более понятное «99 имен Бога».

Священным животным Амона был баран. Этого бога часто изображали в виде человека с головой барана или просто в виде барана. Философ-неоплатоник Прокл (V век) объяснял это тем, что баран является началом бытия. Как бы там ни было, но Христос также изображался в виде этого животного. Слово «баран» адепты Христа по отношению к Богу, видимо, считают неприличным, поэтому вместо него употребляют слово «овен», а также «агнец». От этого, конечно, животный символ Амона и Христа не перестает быть общим.



Амон.

Для полноты картины тождества христианского Бога и египетского не хватает прямого и недвусмысленного упоминания в истории этого факта. И такой факт есть. Вот, что писал император Адриан своему зятю из Египта, который он посетил в 130 году: «Адриан Август шлет привет консулу Сервиану. Насколько мне приятен Египет, дорогой Сервиан, ты легко можешь узнать по слухам, наверное, долетающим до тебя. Здесь поклонники Сераписа одновременно являются христианами, а называющиеся епископами Христа поклоняются Серапису… Когда сам патриарх прибывает в Египет, одни заставляют его чествовать Сераписа, другие – Христа» [5, с. 101]. О том, что Серапис отождествлялся с Амоном, я уже писал выше.

Сегодня, спустя почти два тысячелетия после Адриана, христиане, сами того не зная, продолжают молиться Амону. Просто он им об этом не говорит.

Если Амон такой великий, то почему о нем так мало известно? Ответ на этот вопрос довольно простой, его хорошо сформулировала британский египтолог и культуролог Маргарет Мюррей. «Он был так велик, настолько выше всех богов, что не было необходимости в дополнительной помощи в виде создания легенд или пересказе чудес, чтобы придать ему еще больше значимости. Он был отцом всех фараонов, включая Птолемеев» [8]. Аминь.

Список литературы:

1. Амон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
2. Библейская энциклопедия. М., 1990.
3. Библия.
4. Геродот. История в девяти книгах. М., 1888.
5. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., 2013.
6. Зубов А.Б. Курс лекций по истории религий. Древний Египет.
7. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.
8. Мюррей М. Величие Древнего Египта. 2017.
9. Пиндар, Вакхилид. Оды, фрагменты. М., 1980.
10. Православная энциклопедия, т. 26. М., 2011.
11. Catholic Encyclopedia, vol. 1. 1907.
12. Les Actes des Martyrs d'Egypte. New York, 1977.

 

Май, 2020.


© В.А. Лопатин, 2020     www.scaliger.ru